Методы воспитания

Методы воспитания
   — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как синонимы используются термины: методы, принципы, приёмы, средства и пр. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается своё представление о М.в. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдаётся методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.
   В России после 1917 предпринимались попытки к разработке новых подходов к М.в. (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). В процессе дискуссии 60- 70-х гг. 20 в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик М.в. Так, в классификации Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королёва акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т.А. Ильина и И.Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии "Педагогика школы" под ред. Г.И. Щукиной (1977) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т.Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачёв и Л.Ю. Гордин - организации детского коллектива, убеждения и стимулирования.
   В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой М.в., которая поможет решить данную задачу. Применение отдельного М.в. часто зависит от случайных факторов (состояние ребёнка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддаётся планированию. Выбор же системы М.в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения осн. параметров воспитательного процесса.
   При выборе системы М.в. необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется в рамках воспитательной системы.
   С учётом этого можно выделить три группы М.в.:
   методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм);
   методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.);
   методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своём месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.).
   Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника.
   (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142)
   — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)
   См. также Прием воспитания
   Ч313.2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Методы воспитания" в других словарях:

  • Методы воспитания — Parental guidance Жанр …   Википедия

  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов… …   Педагогический словарь

  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном… …   Профессиональное образование. Словарь

  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. В терминологии М. в. нет чёткости: одни и те же… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующиеорганизации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ — КОЛЛЕКТИВА методы воспитания, способствующие формированию трудового коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т. е. активным участием в… …   Профессиональное образование. Словарь

  • методы психогенетики — (от греч. psyche душа, genos происхождение) методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение — стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются… …   Этнопсихологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»